Экзамены - единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней  / Ж.Злгози

Партнеры:



Горизонты русского языка в Испании

4-6 июня в Барселоне был проведён ряд мероприятий, посвящённых вопросам обучения русскому языку в Испании. Организаторами мероприятий выступили: Координационный совет соотечественников в Испании, Барселонский университет, Центр русского языка им. Пушкина (Барселона). Центр «Златоуст» (Санкт-Петербург, Москва) также был в числе активных соорганизаторов программы, направив в Барселону троих своих сотрудников и одного из известных специалистов по детскому двуязычию Н. М. Родину.

4 июня на кафедре общего языкознания Барселонского университета состоялась презентация новинок издательства «Златоуст» и выставка новых учебных пособий.

После презентации, проведенной  сотрудниками учебно-издательского центра «Златоуст», преподаватели могли ознакомиться с соответствующими пособиями и задать интересующие их вопросы. Наибольший интерес вызвали новинки издательства, особенно учебные пособиям по страноведению и фонетике, а именно: «Такая разная Россия» И. А. Гончар и «Не фонетика-песня» Н. Л. Федотовой. Главной проблемой же современных учебных материалов по русскому языку наши коллеги считают методическую сложность некоторых пособий восприятия западными студентами. По окончании встречи кафедре славистики от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга был вручён подарочный комплект книг издательства «Златоуст» и других издательств. 

5 июня программа открылась посещением двуязычной школы «Радуга», ом с педагогами и детьми, учебными программами. Затем в здании Барселонского университета открылся семинар «Детское двуязычие в иноязычной среде» по проблемам обучения русскому языку детей соотечественников в русских школах. На семинар и последовавший за ним круглый стол собрались специалисты из Мадрида, Барселоны, Сарагосы, Валенсии, Таррагоны, Малаги, Альмерии, Аликанте и  Коруньи.

С приветственным словом перед собравшимися преподавателями выступил заместитель председателя Координационного совета российских соотечественников Испании, директор Центра им. А. С. Пушкина Владимир Гусев, который представил организаторов и участников встречи и поблагодарил  их за помощь, оказанную в проведении семинара. Несколько слов сказал Марк Руис-Соррилья Крусанте, профессор отделения славистики кафедры общего языкознания Барселонского университета, доктор филологии. Профессор отметил, что заинтересованность русистов университета в проведении любых мероприятий, направленных на укрепление позиций русского языка в Испании, очень велика. Он выразил надежду на то, что Центр русского языка им. А. С. Пушкина, как центр, объединяющий вокруг себя соотечественников, и впредь будет обращаться к коллегам из Университета за помощью и поддержкой. В свою очередь, руководство кафедры будет находить возможность предоставлять площадку подобных совместных мероприятий.

Отметим, что подобный тесный тандем общественной организации соотечественников и одного из крупнейших государственных университетов встречается далеко не везде и не всегда. А ведь такой союз весьма удачен в преподавании языков и культур. Русский язык в детских садах и школах наших соотечественников преподается в формате развития активного двуязычия. Хотелось бы и испанских студентов как можно ближе познакомить с Россией, ее языком и культурой. Общественные организации могли бы многое этого сделать, восполняя ограниченный объем аудиторных занятий возможностями внеаудиторных программ.

В первой части семинара прошла презентация детских пособий, которую провела  А. С. Костикова, директор московского  представительства издательства «Златоуст».  Большой интерес вызвали учебники «В цирк!» (автор – Е. Ю. Протасова)  и  «Спасибо!» (авторы - Куцерева-Жаме А. М., Китадзё М.). Очень многих заинтересовало пособие Н. Жуковой «Доверие и независимость. Книга-ежедневник родителей детей от рождения до 3 лет». Участники семинара отметили, что ничего подобного на книжном рынке еще не встречалось. Много теплых слов было сказано в адрес известного уже курса «Поехали» С. И. Чернышова. Обмен впечатлениями о том, какие учебники используют преподаватели, продолжился и после презентации.

Затем состоялась лекция ведущего специалиста центра «Дошкольное детство» Н. М. Родиной (Москва), автора многих научных трудов по детскому двуязычию, в т. ч. вышедших в издательстве «Златоуст» «Русский язык дошкольников» и «Многоязычие в детском возрасте». Лекция называлась «Психологические особенности двуязычных детей и приемы работы по их языковому развитию». По ходу выступления у слушателей возникали многочисленные вопросы, и лекция постепенно перетекла в формат мастер-класса, во время которого Н. М. Родина поделилась опытом использования ролевых игр на занятиях по русскому языку. Возможность получить конкретные практические советы, задать вопросы самому автору выпадает не так часто, поэтому слушатели семинара не отпускали Наталью Михайловну даже во время перерыва.

Вторая  часть встречи проходила в формате круглого стола, где участники и слушатели  семинара в открытом диалоге должны были обсудить проблемы, существующие в школах и центрах, обменяться опытом, послушать советы коллег, сталкивающихся с подобными проблемами.

Владимир  Гусев рассказал собравшимся  о том, какие механизмы взаимодействия существуют на сегодняшний день между российскими фондами и организациями соотечественников, которые вправе рассчитывать на поддержку. Зачастую без юридического образования и опыта в прохождении многочисленных бюрократических преград получить какую-то помощь практически нереально. Тем важнее небольших организаций  объединять свои усилия с более опытными, действовать более организованно и сообща. Это дает вывать время, а результат от затраченных усилий будет более эффективным.   

Обсуждая  проблемы русскоязычных школ, участники круглого стола говорили о том, что в Испании сегодня проживает достаточно большой процент мигрантов из России, немало и смешанных семей, однако организации, объединяющие семьи с русскоговорящими гражданами, еще только начинают набирать свои обороты. Разумеется, речь не идет о таких крупных центрах, как Фонд им. А. С. Пушкина (Мадрид), центр им. А. С. Пушкина (Барселона) или  курсы при представительстве Россотрудничества, опыт работы которых уже насчитывает десятки лет. Если говорить о движении в целом, то пока самым активным школам и ассоциациям не больше трех лет. Чаще всего, школа возникает вокруг нескольких активных родителей, которым хочется сохранить русский язык у своих детей. Важно также отметить, что Испания на сегодняшний день является второй в списке стран (после США), граждане которых активно усыновляют детей из России. Родители усыновленных детей обращаются к нашим коллегам за помощью иногда сразу, на 2-3-й неделе после принятия ребенка в семью, иногда – по прошествии нескольких месяцев, когда язык оказывается практически забытым. Количество учеников в подобных школах год от года только растет, невзирая на кризис и проблемы, встающие сегодня перед усыновителями.

В школе «Радуга» (Барселона) насчитывается  уже более 70 учеников от 3 до 16 лет, языковой уровень у всех детей разный, тем не менее учителя находят подход к каждому ученику. Среди педагогов не только филологи, но также и логопеды, преподаватели истории и музыки. Сегодня школа работает над созданием программы, объединяющей занятия по русскому языку, культуре, истории. На языковых курсах при Фонде им. А. С. Пушкина (Мадрид) большой процент учащихся занимают усыновленные дети. У курсов солидный стаж - более 20 лет. Более 120 детей ежедневно занимаются изучением русского языка (в отличие от остальных школ, где занятия проходят в основном, по субботам и воскресеньям). Преподаватели из Ассоциации русского языка и культуры им. Ф.М.Достоевского (Таррагона) выразили общую потребность школ в учебниках по РКИ детей, изучающих язык с нуля. Большинство школ вынуждены пользоваться пособиями, изданными взрослых иностранцев, либо детей, обучающихся в российских школах.

Результатом работы круглого стола явилось создание Группы поддержки русского языка во главе с Координатором Координационного Совета российских соотечественников по вопросам русского языка Владимиром Гусевым, в которую вошли Наталья Лóскутова (ассоциация «Радуга», Барселона), Инна Старушкó (фонд «Александр Пушкин», Мадрид)  и Алла Орлова (ассоциация «Друзья России», Ла Корунья). По общему мнению, создание такой группы поможет консолидации преподавателей русского языка и облегчит организацию будущих семинаров и конференций.

Со  своей стороны Владимир Гусев пообещал коллегам всестороннюю поддержку в любых организационных вопросах, касающихся связи с различными российскими фондами, поддерживающими организации соотечественников, проживающих за рубежом.    

Отличительной чертой сегодняшних популяризаторов  русского языка и культуры в Испании  является желание сотрудничать друг с другом и делиться опытом. Нет разобщения, конкуренции, которая чувствуется в подобных организациях других стран и которая подчас наносит серьезный урон основному делу преподавателей – продвижению русского языка и культуры. От всей души желаем нашим коллегам сохранить не только стремление передавать русский язык своим детям и всем, кому он интересен, но и сохранить уверенность в то, что качественная поддержка любого начинания возможна только при объединении общих усилий. 

В заключение конструктивного разговора  о развитии преподавания русского языка в Испании всем участникам были вручены солидные комплекты учебно-методической, научной и культорологической литературы от Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. И это было еще одним убедительным аккордом, подчеркивающим практическую весомость всех частей подготовленной организаторами программы. 

     Александра  Костикова, Кристина  Трохон, Глеб  Голубев 

Фоторепортаж


Смотрите также:



Обратная связь: post@egeinfo.ru Выбери свою профессию  |  Подготовка к ЕГЭ  |  Реклама  |  О нас
©2006 Институт современных образовательных программ. Все права защищены.