Экзамены - единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней  / Ж.Злгози

Партнеры:

Свинцовые звезды

Группа бельгийских и французских астрономов, работавшая на 3,6-метровом телескопе обсерватории Ла Силла, входящей в состав Европейской южной обсерватории, обнаружила три необычных звезды. Эти звезды (HD 187861, HD 196944 и HD 224959), каждая из которых входит в состав двойной системы, чрезвычайно богаты свинцом. Количество этого тяжелого элемента превышает количество любого другого элемента тяжелее железа в этих звездах. Масса свинца, приходящаяся на каждую звезду, примерно равна трем массам Луны.

По современным представлениям все тяжелые элементы во Вселенной являются результатом процессов термоядерного синтеза, происходящих в звездах. Но при этом не могут синтезироваться элементы тяжелее железа. Более тяжелые ядра появляются в результате так называемого "нейтронного захвата" когда к тяжелому ядру присоединяются нейтроны.

Для "нейтронного захвата" есть два пути. Первый реализуется в очень массивных звездах в конце их жизни при вспышках сверхновых. Второй вариант имеет место в обычных звездах на поздних этапах эволюции, когда топливом звезды служит гелий, а не водород. Этим вторым путем синтезируется более половины всех тяжелых элементов.

Обнаружение "свинцовых" звезд явилось сильным подтверждением справедливости современных теорий звездной эволюции и строения звезд.

Крупное изображение окрестностей "свинцовой" звезды HD 196944 (700x800, 616kB) можно отсюда /outreach/press-rel/pr-2001/phot-26a-01-normal.jpg