Экзамены - единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней  / Ж.Злгози

Партнеры:

Сверхмассивные черные дыры

Черные дыры могут образовываться на финальных стадиях эволюции массивных звезд. Массы таких дыр порядка 5-10 солнечных масс. Кроме этого в центрах многих галактик могут располагаться сверхмассивные черные дыры. Их массы в миллионы и миллиарды раз больше массы Солнца. С такими гигантскими черными дырами связана активность многих галактических ядер, в том числе и квазаров.

Сейчас предполагается, что сверхмассивные черные дыры обнаружены уже в 45 галактиках. В 30 это установлено достаточно достоверно (более одного наблюдения разными методами). Это, например, галактики: NGC 4258 (36 миллионов масс солнца), М87 (3.2 миллиарда масс солнца), NGC 4151 (миллиард масс солнца), наша Галатика - Млечный Путь (около 2 миллионов масс солнца). Самые большие дыры обнаруживаются в гигантских эллиптических галактиках, которые образуются в результате слияния более мелких галактик в скоплениях.

Как же образуются такие монстры? Основных вариантов два: коллапс сверхмассивной звезды и эволюция скопления звезд. В своей статье Кимберли Нью и Стюарт Шапиро детально рассматривают оба варианта.

Образование и эволюция сверхмассивных черных дыр может также быть связана с гравитационным излучением, которое в будущем сможет изучать спутниковая система LISA.

Сергей Попов